Если на первобытном и архаич. этапах истор. развития сооб-в осн. адаптируемым фактором
являлся прежде всего комплекс природных условий существования (экологич. ниша, вмещающий
ландшафт), когда в процессе разработки технологий устойчивого самообеспечения продуктами
питания формировались этногр. культурно-хозяйств. черты социальной практики сельского
населения, то на этапе раннеклассовых доиндустриальных цивилизаций (рабовладение,
феодализм) возрастает значение А.к. сооб-в к истор. условиям их бытия (т.е. к социальному
окружению в лице иных сооб-в) в формах обмена продуктами, ресурсами, идеями и пр., и борьбы
за территории, ресурсы, полит. и религ. доминирование и т.п., а порой за выживание и
возможность социального и культурного воспроизводства. На этом этапе формируются гл.обр.
черты социально стратифицированной политико-конфессиональной городской культуры сословного
типа. На индустриальной и постиндустриальной стадиях социокультурной эволюции приоритетной
постепенно становится А.к. к потребностям устойчивого воспроизводства экономики сооб-в и ее
постоянного ресурсного обеспечения, к особенностям все более технически насыщаемой
искусств. среды обитания людей. Процесс непрерывного потребления продукции, производимой
экономикой, ускорения циклов использования вещей ради скорейшего приобретения новых,
интенсификации технологий социализации личности и ее вовлечения в социальную практику,
стандартизации содержания массового сознания, потребит. спроса, форм социальной
престижности и т.п. порождают новый тип культуры — национальный с его специфич. методами
А.к.
"Фенестра" - образовательный центр
На индивидуальном уровне (помимо участия индивида в коллективной адаптации социальной
группы) А.к. связана прежде всего с попаданием индивида в новую для него социальную или
нац. среду (миграция, смена профессии или социального статуса, служба в армии, тюремное
заключение, утрата или обретение материальных средств существования и т.п.) или радикальной
сменой социально-полит. условий его жизни (революция, война, оккупация, радикальные реформы
в стране и пр.). При этом А.к. индивида, как правило, начинается с этапа аккультурации,
т.е. совмещения прежних стереотипов сознания и поведения с процессом освоения новых, а
затем может привести и к ассимиляции, т.е. утрате прежних культурных паттернов (ценностей,
образцов, норм) и полному переходу на новые.
Здесь вы можете прочесть лекции по региональной экономике.