Массовая культура
- Читать раздел: 1
- ^ 2
- ^ 3
- ^ 4
- ^ 5
- ^ 6
Своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры. Хотя функциональные и
формальные аналоги явлений М.к. встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций,
подлинная М.к. зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и
урбанизации, трансформации сословных об-в в национальные, становления всеобщей грамотности
населения, деградации многих форм традиц. обыденной культуры доиндустриального типа,
развития техн. средств тиражирования и трансляции информации и т.п. Особое место в жизни
совр. сооб-в М.к. заняла в рез-те процессов социокультурной модернизации вт. пол. 20 в. и
перехода от индустриального к постиндустриальному (информ.) этапу технол. развития.
Если в традиц. сооб-вах задачи общей инкультурации личности человека решались
преимущественно средствами персонализированной трансляции норм мировоззрения и поведения от
обучающего к обучаемому, причем в содержании транслируемого знания особое место занимал
личный жизненный опыт воспитателя, то на стадии сложения нац. культур возникает
необходимость в радикальной институционализации и универсализации содержания транслируемого
социального опыта, ценностных ориентаций, паттернов сознания и поведения в нац. масштабе, в
формировании соответствующих общенац. (а позднее и транснациональных) норм и стандартов
социальной и культурной адекватности человека, инициировании его потребит. спроса на
стандартизированные формы социальных благ и атрибутов престижности, в повышении
эффективности работы механизмов социальной регуляции посредством управления интересами и
предпочтениями людей в масштабе социальных страт и целых наций и т.п. Это в свою очередь
потребовало создания канала трансляции социально значимой информации максимально широким
слоям населения, смысловой адаптации и "перевода" этой информации с языка
специализированных областей познания и социокультурной практики на языки обыденного
понимания неподготовленных к тому людей, а также манипулирования сознанием массового
потребителя в интересах "производителя" этой информации. Реализатором такого рода задач и
стала М.к.