Среди осн. направлений и проявлений совр. М.к. можно выделить следующие:
— индустрия "субкультуры детства" (детская лит-ра и искусство, промышленно производимые
игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии
коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной
универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и
паттернов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений,
закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном
сооб-ве;
— массовая общеобразоват. школа, тесно коррелирующая с целевыми установками "субкультуры
детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, филос. и религ. представлений об
окружающем мире, к истор. социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей,
стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая
их к упрощенным формам детского сознания и понимания;
— средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию,
"растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков
деятелей из специализированных сфер обществ. практики и интерпретирующие эту информацию в
русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ "заказчика", т.е.
фактически формирующие обществ. мнение по тем или иным проблемам в интересах данного
"заказчика";
— система нац. (гос.) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания граждан и пр.,
контролирующая и формирующая политико-идеол. ориентации населения, манипулирующая его
сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая полит. благонадежность и желат.
электоральное поведение людей, "мобилизационную" готовность об-ва и т.п.;
характеристики деятельности российского туроператора, занимающегося выездным туризмом