Образование
Одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства сооб-ва и повышения
потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития. Осн.
социокультурные функции О. связаны с решением задачи социализации и инкультурации
личности обучаемого посредством трансляции ему фрагментов общего и специализир. социального
опыта, накопленного человечеством в целом и собственным сооб-вом в частности, введением
человека в нормы и правила социальной и культурной адекватности об-ву его проживания и
обучением его специализир. знаниям, умениям и навыкам продуктивной деятельности в рамках
осваиваемой им социально-функциональной роли (специальности) в обществ. разделении труда.
Именно процессы инкультурации личности, усвоения ею норм и ценностей, регулирующих
коллективную жизнедеятельность членов сооб-ва и поддерживающих необходимый уровень
социальной консолидированности людей, ведут к непосредственному социальному воспроизводству
сооб-ва как культурной системной целостности, а процессы социализации человека, усвоения им
норм и технологий исполнения опр. социально-функциональной роли преследуют цель подготовки
квалифицированных кадров для поддержания и повышения уровня адаптивных возможностей сооб-ва
в постоянно меняющихся истор. условиях его существования посредством выполнения и развития
необходимых видов деятельности, познания, технологий, инструментария и т.п.
О. традиционно делится на общее и специализированное (профессиональное), причем на более
низких уровнях О. доминирует решение задач общего О. (просвещения), а по мере повышения
уровня начинают преобладать функции специализир. обучения.
Экономическая теория курс лекций: денежно-кредитная политика
Общее О. преследует цели преимущественно инкультурации личности обучаемого и потому оно так
тесно связано с задачами воспитания. По существу различие между этими двумя видами
формирования личности заключаются в том, что в процессе воспитания человек усваивает нормы,
правила и ценности обыденного поведения, сознания и взаимодействия с другими людьми на
примерах ситуаций актуального для него повседневного образа жизни (быта), в процессе же
общего О. он усваивает в принципе то же самое, но на более обширном и универсальном
материале истор. опыта жизнедеятельности человечества (или собственного сооб-ва),
преподносимого гражд. историей, философией, религией, лит-рой, историей искусства,
политологией, правоведением и т.п. Разумеется, помимо норм и ценностей социального
общежития значимое место в программах общего О. занимает изучение учащимися основ
общенаучных знаний об окружающем мире (математика, физика, химия, биология, география,
социология и др.), а также осн. средства общесоциальной коммуникации (родного и иностр.
языков, основ информатики и пр.), норм и правил осуществления этой коммуникации. В принципе
инкультурация индивида в процессе воспитания и общего О. формирует его в качестве
"продукта" культуры данного сооб-ва, закладывает в его сознание, память, оценочные и
поведенч. стереотипы и навыки, культурные образцы в уже готовом к "употреблению" виде, а
также воспитывает в нем "потребителя" культуры, обученного получать, использовать и
интерпретировать эти культурные образцы в русле норм, правил, традиций культуры сооб-ва,
т.е. по существу формирует личность социально адекватную актуальным потребностям этого
сооб-ва.
материалы по культуре
К следующей