Совершенно иные социокультурные цели преследует специализир. О. Здесь речь идет о
подготовке уже не "продукта" и "потребителя" культуры, а ее "исполнителя" (профильного
воспроизводителя-интерпретатора актуальных культурных форм) и "творца" (разработчика новых
форм). Такого рода обучение осуществляется преимущественно в специализир. областях
социальной практики, квалифицированными представителями узкопрофилированных профессий,
специальностей и специализаций. Освоение этих ролевых функций обучающимся связано с
процессом его социализации — введением в действующую систему разделения труда, усвоением им
спец. знаний, практич. умений и навыков продуктивной деятельности (и в том числе творч.,
инновативной) в избранной сфере. Именно этому и посвящено проф. О. — среднее специальное,
высшее профессиональное, послевузовское повышение квалификации. При этом представляется
очень важным, чтобы обучающийся усвоил не только фундаментальные и прикладные знания и
умения по предмету, функциям и технологиям его будущей деятельности, но и принципы
соответствующей проф. культуры — критерии социальной приемлемости форм осуществления данной
деятельности (по их социальной цене и последствиям), этику отношения к труду и проф.
взаимодействия, реалистичные статусные притязания, традиции, атрибутику престижности и иные
ролевые признаки специалиста в этой области, т.е. полноценно интегрировался не только в
производство, но и в социально-функциональную страту (профессионально культурную общность)
производителей. Только в этом случае задачи специализир. О. по социализации личности могут
считаться полноценно выполненными.
история операционных систем
Лит.: Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980; Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Обществ.
потребности, система образования, молодежь. М., 1988; Саймон Б. Об-во и образование. М.,
1989; Флиер А.Я. Культурология в системе образования // Высшее образование в России. 1996.
№ 4.
учебное пособие по управлению