Культурологическое образование
В России направление высшего образования по специальности "культурология", а также
общеобразоват. курс культурологии, включенный в качестве обязательного в цикл гуманитарных
и социально-экон. дисциплин учебных планов всех вузов по всем специальностям по
действующему Госстандарту высшего проф. образования.В отличие от Номенклатуры
специальностей научных работников, принятой Миннауки и ВАК РФ, где к Культурологии
помимо теории культуры и истор. культурологии отнесены исследования в области охраны и
реставрации культурных объектов, а также прикладные культурологич. разработки, в
Классификаторе направлений и специальностей высшего проф. образования и Гос. образоват.
стандарте РФ Культурология ограничена только областью фундаментальных знаний по теории и
истории культуры, а квалификационные ориентации — подготовкой специалистов для
научно-исследоват., преподават. и управленческой работы в культуре. Прикладная же
культурология отнесена к специальностям Музееведение, Социально-культурная деятельность и
др.
Хотя элементы культурологич. знания включались в программы подготовки по ряду специализаций
преимущественно филос. образования в СССР еще с 60-х гг., культурология в целом, будучи
плохо совместимой с жесткими догматами марксистского истмата, не могла получить
распространения в советской образоват. системе. На культурологию обратили внимание лишь в
нач. 90-х гг., когда после вывода из образоват. программ вузов истор. материализма и
научного коммунизма в содержании образования обнажилась очевидная лакуна в области
обобщающего знания об истор. опыте и актуальных теориях форм социальной организации и
регуляции коллективного человеч. общежития, о месте человека в социуме. Было признано, что
из существующих в отеч. практике направлений социально-научного знания для заполнения
выявившейся лакуны наиболее предпочтительно то, еще весьма аморфное направление
исследований об-ва и культуры, к-рое постепенно сложилось в советской науке в течение
60-80-х гг. и получило название "культурология" (Культурологич. науки). Гл.
сложность введения культурологии в систему высшего образования заключалась в том, что отеч.
культурологич. наука представляла и до сих пор представляет собой полностью эклектич.
конструкцию из элементов зап. социальной и культурной антропологии, веберовской и
сорокинской социологии культуры, отеч. дореволюц. культурно-истор. типологии и идей
"евразийства", шпенглеровско-тойнбианских цивилизац. теорий, биоэтнич. концепций Гумилева,
философии "рус. идеи" времен "серебряного века", совр. советской креативно-деятельностной
философии культуры, взглядов на культуру классиков рус. лит-ры, мифол. и семиотич. школ
отеч. филологии, семантико-герменевтич. штудий в искусствознании и т.п. Попыткой сведения
этих разнородных составляющих в некую целостную систематизированную программу обучения
теории и истории культуры явилась подготовка в 1992 первого Гос. образоват. стандарта по
специальности Культурология, разработанного специалистами Госкомвуза РФ при участии
экспертов из ряда моск. вузов.
Происхождение, признаки, функции государства
К следующей