Совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих
его утилитарные и символич. функции, на основании к-рых производится его идентификация и
атрибуция. При этом не следует смешивать понятие Ф.к. как комплекса отличит. признаков
объекта с самим объектом в его конкретно-истор. реальности, представляющим собой
артефакт использования и интерпретации данной Ф.к. Подобных артефактов,
воспроизводящих одну и ту же Ф.к., может быть множество, сама же Ф.к. остается исходным
образцом для последующего прямого или вариативного репродуцирования. По онтологич. и
семантич. параметрам Ф.к. в существ. мере аналогична фразе (высказыванию) в естеств. языке
и является тем исходным "атомарным" элементом культуры, из сочетания к-рых формируются
культурные системы, конфигурации, стилевые феномены и т.п.
Анализ организации хозяйства: методы моделирования
Понятие Ф.к. касается не только материальных продуктов человеч. деятельности — вещей,
сооружений, окультуренных территорий и т.п., но и продуктов духовного (символич.)
производства — идей, знаний, текстов любого рода, худож. произведений, оценочных категорий
и пр., видов коллективной самоорганизации и разделения функций людей — социумов, этносов,
конфессий, гос-в, функциональных коллективов, общин, семей и др., языков и техн. средств
коммуницирования, а также иных рез-тов целеориентированной человеч. деятельности.
Принципиально важно, что понятие Ф.к. в равной мере распространяется также и на технологии,
способы, методы и нормы, посредством к-рых осуществляется всякая социальная практика людей
— их производств., организац., регулятивная и коммуникативная деятельность, межличностное
взаимодействие, любые социально обусловленные акты поведения, интеллект. и творч. действия
и т.п. Т.о., всякая Ф.к. включает в себя признаки как результата (культурного продукта),
так и технологии его достижения; причем последние являются более значимыми атрибутивными
признаками Ф.к., поскольку историч. селекция Ф.к., их нормирование и укоренение в традиции
касаются прежде всего отбора социально приемлемых способов (технологий) удовлетворения тех
или иных человеч. интересов, потребностей и необходимостей.
Природа стимула