Реконструкция культуры
- Читать раздел: 1
- ^ 2
- ^ 3
Один из методов изучения культуры посредством ее моделирования в качестве целостной
системы. В отличие от истор. реконструкций (археол., архитектурных и др.) в культурологич.
Р.к. не ставится задача воссоздания конкретно-индивидуализирующих черт исследуемого
культурного феномена, а лишь его типологич. и системообразующих признаков.
Принципы, на основе к-рых могут быть осуществлены такого рода Р.к., были разработаны еще
эволюционистами вт. пол. 19 в. (Спенсером, Тайлором, Л. Морганом и др.) и сводятся к
представлениям: о физич. и психич. единстве человека, чем детерминировано сравнит.
единообразие антропол. и социальных интересов и потребностей всех людей, а также наиболее
вероятные способы их удовлетворения, однотипность социальных функций и их символич.
выражения в культурах разных народов; о единстве этапов истор. социокультурной эволюции у
всех народов, прохождении всех их через стадии более или менее сопоставимой типологии,
социальной и культурной организации, при безусловной автономии темпов и ритмов этой
эволюции у каждого народа, благодаря чему на Земле одновременно сосуществуют сооб-ва,
находящиеся на разных стадиях развития, что дает возможность по аналогии с наблюдаемыми
культурными чертами "отставших" в своей эволюции сооб-в реконструировать ранние этапы
культуры тех сооб-в, что ушли в своем развитии вперед; о зависимости конкретно-истор. черт
той или иной культуры от сочетания природных и истор. условий существования
соответствующего сооб-ва, благодаря чему более полные знания об этих условиях повышают
достоверность реконструкции форм изучаемой культуры. Эти принципы были развиты и дополнены
неоэволюционистами 20 в. (С. Салинс, Д. Стюард, М. Харрис), еще более углубившими
представления об экологич. детерминированности культурных форм (по крайней мере у сельского
населения), а также выведшими закономерности многолинейного характера социокультурной
эволюции, при к-рой в рамках одного сооб-ва развитие разных специализир. областей культуры
происходит не равномерно и при весьма опосредствованной взаимокорреляции; структурными
функционалистами (Радклифф-Браун, Малиновский, Р. Мертон, Парсонс и др.),
развившими представления о всякой локальной культуре как иерархич. системе с высоко
взаимообусловленными средствами, технологиями и организационными формами удовлетворения
интересов и потребностей людей, об универсальных параметрах структуры, организации и
функционирования культуры как системы; структуралистами (Леви-Стросс, Фуко, Р.
Барт), делавшими акцент на системно-символич. связях между культурными формами и
возможности структурной Р.к. по аналогии с естеств. языками, герменевтич. "декодировке"
культурных смыслов объектов на основании их места в системе и т.п., а также представителями
иных школ и направлений антропологии.
К следующей