Художественная культура
- Читать раздел: 1
- ^ 2
- ^ 3
- ^ 4
- ^ 5
- ^ 6
- ^ 7
- ^ 8
- ^ 9
Одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи
интеллект.-чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов
обеспечения этой деятельности.
Изучением Х.к. традиционно занимались философия и эстетика (как раздел философии), истор.
науки, иск-ведение и лит-ведение. При этом Х.к. рассматривалась в основном как совокупность
нескольких видов искусства, к-рые исследовались в онтологич., генетич.,
историко-хронологич., формально-стилевом, художественно-технол. и иных "внутрихудож."
ракурсах познания. Осн. акцент делался преимущественно на анализе духовно-мировоззренч. и
творч. проблем искусства, на худож. качестве произведений и проф. мастерстве их авторов, на
психологии творчества, восприятия и интерпретации худож. образов. Более или менее целостное
представление об искусстве формировалось в осн. эстетикой (философией искусства) в ракурсе
осмысления сущности прекрасного и творчества как способа его выражения. Внетворч. аспекты
Х.к. (социал., функциональные, коммуникативные и пр.), так же, как и ее место в системе
культуры в целом, при этом почти не затрагивались или анализировались только с позиций
"духовного производства", противопоставляемого материальному. Существ. сдвиг в научном
понимании Х.к. произошел с зарождением семиотики и семантики культуры,
интерпретировавших всю совокупность объектов Х.к. как систему смыслонесущих текстов, а
феномен худож. образа как специфич. тип семантемы, несущей социально значимую информацию.
Это позволило перейти от чисто субъективных, качественных (в существ. мере
художественно-критич.) оценок явлений искусства к более объективированным научным
исследованиям признаков и параметров Х.к. Со своей стороны серьезный вклад в объективизацию
подходов к изучению Х.к. внесла антропология, рассматривавшая вопросы генезиса и социальных
функций худож. деятельности у архаич. сооб-в. В последние десятилетия появились также
работы по социологии искусства и Х.к. (в первую очередь массовой Х.к.), существенно
расширившие ракурс понимания этого феномена в его социально-интегративных и регулятивных
функциях.
К следующей