Художественная культура
- Читать раздел: 1
- ^ 2
- ^ 3
- ^ 4
- ^ 5
- ^ 6
- ^ 7
- ^ 8
- ^ 9
В целом, хотя в культурной жизни постиндустриальных стран в последние десятилетия
наблюдается опережающее развитие явлений массовой Х.к. как наиболее рентабельной с т. зр.
потребит. спроса, "классич." направления Х.к. остаются вполне актуальной областью
культурной практики и выполняют свои ценностно-креативные, социализирующие и
инкультурирующие функции в полном объеме, соответствующем объективным социальным
потребностям сооб-в; рассуждения же о кризисе: "классич." жанров Х.к. представляются
малообоснованными.
Лит.: Худож. культура в докапиталистич. формациях. Л., 1984; Худож. культура в
капиталистич. об-ве. Л., 1986; Художественная культура и гуманизация образования. СПб.,
1992; Худож. культура и народное творчество. М., 1994; Худож/ культура и просвещение России
ХХ века. Екатеринбург, 1995; Худож. культура русской усадьбы. М.. 1995; Каган М.С.
Философия культуры. СПб., 1996.
А.Я. Флиер
Церемониальное поведение (от лат.caerimonia — благоговение, священнодействие,
культовый обряд)
Вид сигнального, семантически акцентированного поведения, при к-ром преследуется цель не
только передачи окружающим к-л информации об имеющей место ситуации или событии, но и
подчеркивается их особая значимость, исключительность, нетривиальность. В отличие от
демонстративного поведения, являющегося, как правило, игровой имитацией исполнения к-л
функции, Ц.п. обычно сочетает в себе реальную функциональность (стремление к достижению
практич. цели, по крайней мере по намерениям самих субъектов действия) с повышенной
семантич. окрашенностью самой процедуры осуществляемого действия. Т.о., Ц.п. — это прежде
всего специфич. тип процедуры действия субъекта в особо значимых ситуациях или событиях.
Конкр. черты и семантика разных видов Ц.п. складываются исторически и закрепляются в
обычаях, ритуалах, обрядах, канонах, этикете и иных формах высоконормативных символич.
действий, сам уровень нормативности к-рых связан с уровнем исключительности и социальной
значимости ситуации (рождение и инициация ребенка, свадьба, похороны, религ. обрядность,
воинские ритуалы, дипломатич. и придворные церемонии, демонстрация статусной роли или
пиетета по отношению с старшему по статусу и пр.). Многие формы Ц.п. ведут происхождение от
религ. ритуалов или обладают сакральной санкционированностью и закреплены в каноне. В
принципе элементы Ц.п. практически всегда присутствуют в этикете, где помимо принципиальных
норм, конкр. формы к-рых варьируются ситуативно (вежливость, доброжелательность,
гостеприимство, пиететность и др.), имеют место и поведенч. процедуры с инвариантными
формами проявления. Т. о., Ц.п. может быть определено как вид этикетного поведения с
преобладающими инвариантными, закрепленными в каноне и традиции процедурными поведенч.
формами.
Взаимодействие права и морали в международных отношениях
К предыдущей
К следующей