Социокультурные функции искусства и Х.к. в целом в значит. мере связаны, во-первых, с
нравств. осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на основе этого
эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в
худож. образах. В этой функции Х.к. коррелирует с религией и философией, хотя и реализует
подобные задачи своим специфич. способом. Во-вторых, с задачами социализации и
инкультурации личности, введения ее в актуальную для сооб-ва систему нравств. и эстетич.
ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравств. аспекте
реальный социальный опыт человеч. взаимодействия, а также в искусственно конструированный
нравств. опыт, выстроенный на основе придуманных образов и жизненных коллизий. Это ведет к
существ. расширению общего объема такого рода опыта, осваиваемого людьми, увеличению числа
показат. примеров, рекомендуемых культурных образцов. Такого рода функция превращает
искусство в один из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общ-ва, ведет к
включению его элементов в работу механизмов воздействия на сознание людей, отличающихся
наиболее массовым распространением (в системы массового образования, средств массовой
информации, в инструментарий полит. агитации и пропаганды и т.п.). И в-третьих, важнейшей
функцией Х.к. является задача проектирования эстетически организованной (в пространств.,
декоративном, интеллект., эмоц. и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной
эталонными образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей. Эта функция
тесно связывает искусство со сферой материального производства и строительства, на стыке с
к-рыми существуют дизайн, декоративно-прикладное творчество, архитектура и монументальные
жанры изобразит. искусства.