Лит.: goody s. religion and ritual // the british sournal of
sociology. 1961. v. 12, № 2.
А.Я. Флиер, Н.С. Шишова
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский)
Межэтнич. культурно-истор. общность людей, основания и критерии для выделения к-рой, как
правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина. Понятие Ц.
появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного об-ва от
варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в 19 в., термин Ц. также
использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития
("дикость-варварство-Ц"). В 20 в. в трудах Шпенглера, а затем Тойнби
сформировалось иное значение этого термина как локальной моно-или полиэтнич. общности с
выраженной социокультурной спецификой, т.е. концепция "истор. Ц." (древнеегип., вавилон.,
греч., рим., кит., инд., визант., мусульманской, ср.-век. зап.-европ. и т.п.). Были
разработаны разл. теории и концепции истор. процесса на основе идей саморазвития и
саморазрушения автономных и самодостаточных локальных Ц., противопоставляемые теориям
глобальной истор. эволюции всего человечества. Именно в подобном значении термин Ц., как
правило, используется в совр. научной лит-ре.
Вместе с тем, несмотря на наличие опр. эмпир. оснований для выделения локальных Ц., в науке
до сих пор не разработаны единые методол. принципы и критерии для классификации той или
иной истор. общности в качестве автономной Ц., что представляется наиболее очевидной
слабостью всех теорий Ц. В последние годы получает распространение определение Ц. как
локальной межэтнич. общности, формирующейся на основе единства истор. судьбы народов,
проживающих в одном регионе, длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного
обмена между ними, в рез-те чего складывается высокий уровень сходства в институциональных
формах и механизмах их социальной организации и регуляции (правовых и полит. системах,
специализир. компонентах и формах хоз. уклада, религиозно-конфессиональных ин-тах, в
философии, науке, системах образования, стилистике лит. и худож. творчества и т.п.), при
сохранении большого или меньшего разнообразия в чертах этногр. культур народов,
составляющих ту или иную Ц. Чаще всего такого рода Ц. складываются на основании длит.
вхождения разных народов в состав единого многонац. гос-ва, что задает всем им однотипную
традицию ин-тов социал. регуляции (например, Ц. "рим. мира", кит. Ц., рос. Ц.) или на
основании религ. единства, формирующего такого же рода единообразие системы ценностей и
механизмов регуляции социальной практики (мусульманская Ц., ср.-век. вост. и зап.-христ.
Ц.) и т.п. Так или иначе, но во всех перечисленных случаях элементы культурного
единообразия складывались не стихийно, а под воздействием именно институциональных средств
социальной организации и регуляции, детерминировавших уже и специфику ценностных
ориентаций, и принципы социальной консолидации, и пр.
"Институт физики при Ростовском университете"