Художественная культура
Читать раздел: 1
^ 2
^ 3
^ 4
^ 5
^ 6
^ 7
Если на протяжении большей части своей истории Х.к. представляла собой сферу
преимущественно индивид. творч. усилий, где художник помимо собственно проф. задач сам
решал все организац., техн. и иные проблемы (у крупных мастеров ситуация несколько
облегчалась наличием учеников, на к-рых возлагались разл. подсобные функции), то в течение
Нового и новейшего времени Х.к. постепенно превратилась в развитую индустрию изготовления
худож. продукции, обеспечение и реализацию к-рой приняли на себя многочисл. служебные
подсистемы Х.к., по своему техн. оснащению ныне являющейся одним из наиболее наукоемких
производств.
Следует заметить, что Х.к. при любых типах обществ. устройства всегда существовала
преимущественно по законам свободного рынка, развиваясь в условиях жесткой творч.
конкуренции и "продавая" свою продукцию, как правило, по ценам, регулируемым объективным
уровнем спроса. Вместе с тем практически во все времена и во всех сооб-вах светские и
церковные власти пытались управлять и манипулировать в своих интересах содержанием и
формами худож. творчества, прекрасно понимая исключит. идейно-пропагандистскую
эффективность воздействия искусства на сознание и психику людей. Проблема взаимоотношений
художника и власти всегда была высокоактуальной в культурах многих народов и порождала
феномен "андеграундного" искусства, не признаваемого властями и доминирующими обществ.
предпочтениями.
Совр. Х.к. постиндустр. стран одна из наиболее развитых и высокодоходных индустрий
социальных услуг. При очевидном затухании традиций народного фольклорного искусства (или,
точнее, перемещения практики непроф. худож. творчества из сельской в городскую социальную
среду и постепенного слияния этого явления с элементами городской массовой культуры) в Х.к.
в целом наметилась тенденция изменения принципа ее внутр. дифференцированности от социально
обусловленных жанров к иерархии уровней коммерч. рентабельности тех или иных худож.
феноменов (как "высокого", так и "низкого" жанров). Подобное социальное
переструктурирование Х.к. связано прежде всего с формированием нац. Х.к. — явления, не
встречавшегося в доиндустр. эпоху. Х.к. характерна прежде всего отсутствием выраженных
границ социальной стратифицированности субкультурных явлений, опр. уровнем худож.
эрудированности и приобщенности к нац. худож. ценностям практически всех членов сооб-ва,
что в конечном счете повышает эффективность социально-интегративной функциональности Х.к.
Существ. роль в этом процессе играют средства массового репродуцирования и тиражирования
произведений искусства и их дистанционная трансляция электронными СМИ.
Российские банки от Михаила Матовникова
К предыдущейК следующей