Хотя Х.к. и отличается творчески-инновативным подходом к образному моделированию
действительности, она является тем не менее высоконормативной сферой деятельности,
постоянно регулируемой эстетич. предпочтениями "социального заказа"" (в т.ч. худож. модой),
выраженными в актуальных суждениях худож. критики и доминирующем худож. стиле; рынком
практич. спроса на тех или иных авторов, исполнителей, жанры, произведения и пр.;
внутрипроф. критериями качества и мастерства, специфич. технологиями работы с материалом и
принципами формирования худож. образов, основанными на исторически сложившихся традициях
(академизм), воспроизводимыми прежде всего "классич." худож. образованием, определяемыми на
творч. конкурсах, и пр.; философией искусства, формулирующей его осн. эстетич. категории, и
т.п.
Х.к. — одна из наиболее динамичных в изменчивости своих форм областей культурной практики,
чутко реагирующей на малейшие изменения социальных, экон., полит. и иных условий жизни
сооб-ва и связанных с ними колебаниями "социального заказа" и рынка спроса на ту или иную
худож. продукцию. Будучи одним из наиболее новаторских направлений в области форм
создаваемой продукции, Х.к. одновременно остается и одной из наиболее традиц. сфер культуры
в вопросах социально-нравств. содержания произведений, привязанных к "вечным ценностям"
человеч. бытия, связанных с устойчивостью осн. антропол. и социальных интересов людей и
вытекающих из этого нравств. проблем их межличностного взаимодействия, что выражается в
искусстве в такого же рода устойчивости большого числа "типовых" фабульных коллизий,
"кочующих" сюжетов, "вечных" образов и тем.
Как и иные специализир. области культуры, Х.к. социально стратифицирована. Ее первонач.
разделение на проф. и народное (фольклорное) искусство со временем дополнилось выделением
еще более узких зон худож. практики: религ., аристократич. (элитарной), детской (для
детей), военной (для военных), тюремной (силами самих заключенных) и пр. С сер. 19 в.
развивается и такое своеобр. явление, как массоваяХ.к., в к-рой на вполне
проф. уровне худож. мастерства излагается упрощенное, инфантилизированное смысловое
содержание, а худож. образы и формы редуцируются к интеллект. и эстетич. уровню самого
непритязат. потребителя.