Совокупность культурных традиций этноса,к-рые выделяются самим этносом в качестве наиболее
специфичных, маркирующих его истор. и культурной своеобразие, черт. При этом реальное
происхождение культурных форм, интерпретируемых как Э.ц., не имеет принцип. значения; оно
может быть как автохтонным, так и иноэтничным, что не влияет на степень вероятности
включения их в систему Э.ц.
шпаргалки по социологии
Основанием для формирования системы Э.ц. является истор. социальный опыт коллективной
жизнедеятельности членов этноса (этнофоров). При этом наиболее функционально эффективные и
социально-приемлемые формы и технологии удовлетворения интересов и потребностей людей,
способствующие повышению уровня их социальной интегрированности, аккумулируются в системе
ценностных ориентаций данного сооб-ва, входят в его культурную традицию и т.п. В конечном
счете любые ценностные ориентации и традиции представляют собой исторически селектированные
способы прямого или опосредствованного воздействия на уровень социальной интегрированности
социума. В силу тех или иных обстоятельств истор. судьбы этноса нек-рые из этих ценностных
ориентаций и традиций обретают особенную значимость в качестве субъективных (в глазах самих
этнофоров или формирующих нац. идеологию элит) маркирующих черт национально-культурной
самобытности и идентичности этноса или его Э.ц. К подобным Э.ц. чаще всего относят нек-рые
черты нац. характера, традиц. формы жизнеобеспечения, бытовые обычаи и особенности нац.
этикета, особенности религиозности, элементы обыденного мировоззрения, нац. мифологию,
черты народной худож. культуры и т.п. Такого рода Э.ц. формируются, как правило, еще на
доклассовой стадии этнич. истории. На раннеклассовом этапе развития этноса корпус его Э.ц.
пополняется гл. обр. культурными формами, сложившимися в сфере специализир. сегментов
культуры: полит., экон., правовой, военной, религ., худож. и пр. Это — традиции и символика
нац. государственности, системы власти и социального уклада, конфессиональные,
художественно-стилистич. и др. этноидентифицирующие маркеры. Уже на этой стадии истории
этноса многие его Э.ц., особенно относящиеся к сфере специализир. форм культуры, утрачивают
(или не приобретают) сколько -нибудь выраженную формальную специфичность. Это тем более
относится к Э.ц., формирующимся на индустриальном или постиндустриальном этапах развития
этноса и воспринимаемым самими этнографами преимущественно в качестве цивилизационных,
нежели собственно Э.ц.
Философия древнего китая