Этногенез
Исторически наиболее ранние Э. принято относить к эпохе верхнего палеолита — складыванию
первых племенных объединений. Наиболее активно Э. процессы протекают на т.н. "варварской"
стадии развития народов — переходе от позднепервобытного к раннеклассовому этапу социальной
эволюции. Вместе с тем генезис новых социокультурных общностей продолжается и на более
поздних этапах развития (напр., совр. народы Амер. континента, австралийцы и др.), хотя
вопрос о классификации подобных новообразующихся культурных систем в качестве этнич.
остается дискуссионным.
Поздняя схоластика
В научной лит-ре последнего времени получает все больше признание гипотеза, что этничность
не является универсальной формой культурной интеграции, а лишь исторически этапной,
приходящейся на фазу разложения первобытного родо-племенного типа социальной организации и
перехода к ее раннеклассовому типу. На этом этапе завершается процесс адаптации
территориально-соседского сообщества людей к природно-геогр. условиям их проживания (т.е.
по существу решается задача гарантированного самообеспечения продовольствием) и
складывается системный комплекс хозяйственно-культурных средств освоения вмещающего
ландшафта, детерминирующий осн. черты образа жизни, картины мира, специфики социальной
организации, регуляции и коммуникации, ценностных и экзистенциальных ориентаций и т.п.
Конвенциональное формирование подобного комплекса черт обыденной культуры и есть процесс Э.
"Проблемы финансов и учета" - журнал
На стадии же формирования и эволюции цивилизованного (раннеклассового, доиндустриального)
типа социальной организации и регуляции, со становлением городов, гос-в, письм. культуры,
развитием социальной стратифицированности об-ва, выделением функционально
специализированных сегментов культуры и т.п. доминирующими становятся истор. условия
существования, проблема адаптации сооб-ва к своему социальному окружению, соперничества за
территории и ресурсы, обмена продукцией и информацией и пр. Это порождает необходимость в
реализации новых принципов социокультурной интеграции и консолидации людей, основывающихся
преимущественно на функционировании институциональных средств обеспечения такой интеграции
— полит., правовых, религ., образоват. и т.п. Этот тип социокультурной организации и
регуляции определяется уже не как этнич., а как нац. и цивилизационный, и народы,
сложившиеся на доиндустриальной (а тем более — на индустриальной) стадии эволюции,
консолидированы культурой не столько этнич., сколько нац. (т.е. оформленной в системе
социокультурных институтов).
Введение, общие задачи и содержание социальной культурологии
К следующей