Четвертый и последующие уровни Ф.к. связаны уже с дифференциацией культуры на специализир.
функциональные сегменты ("экон. культура", "военная культура", культура торговли", "религ.
куьтура", "пед. культура" и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных
социальных функций ("культура труда и потребления", "культура быта", "культура языка",
"культура научного мышления", "культура худож. творчества" и пр.). В обоих случаях здесь
имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и
качеств. параметры результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технол.
нормам в соответствующей сфере, к-рые сложились в процессе истор. селекции такого рода
технологий по признакам их приемлемости и допустимости с т. зр. социальной цены и
долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае
менее значим) и закрепились в ценностных комплексах специфич. свойства, называемых обычно
"проф. культурой" и "культурой образа жизни".
Т.о., во всем многообразии Ф.к. можно выделить такие "профильные" направления, как
социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное,
познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное.
Лит.: Токарев С.А. Разграничительные и объдинительные функции культуры. М., 1973; Соколов
Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989; Морфология культуры.
Структура и динамика. М., 1994; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную
антропологию. М., 1994; Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М.,
1996; Александрова Е.Я., Быховская И.М. Апология культурологии // Обществ. науки и
современность, 1997. № 2.