О.ж. — высоконормативная сфера обыденной жизнедеятельности людей, характеристики к-рой в
существ. мере определяются и этнокультурными традициями данного народа, и особенно его
социальной стратификацией (нек-рые культурные черты к-рой могут иметь и сравнительно
интернац. характер). Сословная и социально-проф. принадлежность человека, его
происхождение, воспитание, образование, вероисповедание, половозрастные критерии и т.п.
обычно оказывают заметное влияние на параметры его О.ж. (размеры материального достатка,
сфера занятости, профиль социальных и интеллектуальных интересов, сословные и религ. нормы
поведения, формы престижного потребления и стиля и пр.) Осн. регулятивными механизмами О.ж.
являются обычай и принятые в данной среде нормы социальной адекватности и критерии
социальной престижности. В параметрах О.ж. реализуется существ. часть ценностных ориентаций
людей, опредмечиваются нормы их морали и нравственности, этикета, мировоззрения, социальных
стандартов и т.п.
Несмотря на преимущественно традиц. характер механизмов воспроизводства и высокий уровень
устойчивости параметров О.ж., его не следует считать явлением абсолютно статическим. О.ж.
исторически формируется на основе реальной социальной практики людей по осуществлению
коллективного общежития и удовлетворения их наиболее типичных личных и групповых интересов
и потребностей обыденного характера в относительно типичных условиях жизни данной
социальной группы людей, однако по мере изменения этих условий меняются и соответствующие
параметры О.ж. В этом плане О.ж. отличается сравнительно высокой адаптивной пластичностью,
особенно когда речь идет о переменах не всей его структуры и ценностно-нормативной
обусловленности, а отд. жизнеобеспечивающих элементов. Вместе с тем, в целом, О.ж.
представляет собой одну из наименее динамичных характеристик культуры, что связано не
только с феноменом его "привычности" для людей, но и с тем, что многие его черты играют
значимую роль маркеров в этнич., социальной, конфессиональной и иной самоидентификации
человека, являются внешним выражением его консолидированности со своей социальной средой.