Социальный опыт
- Читать раздел: 1
- ^ 2
- ^ 3
Т.о., первая культурная функция С.о. заключается в аккумулировании прямых (выраженных в
императивных установлениях, ценностях, нормах) и опосредствованных (опредмеченных в
предпочитаемых и допустимых технологиях и продуктах социально значимой деятельности)
способов поддержания и обеспечения социальной интегрированности людей в более или менее
устойчивых организационно-деятельностных формах. Следует отметить, что С.о. включает в себя
прежде всего набор ценностных ориентаций, принятых в данном сооб-ве; а всякая ценность, с
т.зр. ее социокультурных функций, — прежде всего то, что обеспечивает поддержание
социальной консолидированности людей, снятие, понижение или недопущение социально опасных
напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистич. и иных социально
безответств. проявлений человека, и одновременно имеет целью повышение взаимопонимания,
толерантности, комплементарности, согласия, выработку общих оценочных критериев и
конвенциональных интерпретаций и т.п. Эмпирически ни у одного народа невозможно выявить
к.-л. ценностные установки, намеренно стимулирующие социальную деструкцию (разумеется,
внутри сооб-ва, на социальное окружение этот принцип может и не распространяться). С этой
т.зр., культура — это действительно совокупность позитивных, социально консолидирующих
интенций человеч. существования, что неоднократно подчеркивалось многими мыслителями.
Вместе с тем разнообразие природных и истор. условий и обстоятельств, в к-рых существуют
разные сооб-ва (а двух сооб-в с абсолютно идентичными истор. судьбами быть не может, ведет
к формированию структурной и содержат. специфики всякого конкретно-истор. коллектива людей,
что в свою очередь является одним из осн. источников напряжений и конфликтов между разл.
сооб-вами и их членами. Известно, что существ. часть межэтнич., межконфессиональных и
межгос. противоречий и столкновений была связана с несовпадением систем ценностных
ориентаций, мировоззрений, представлений о справедливости, достоинстве, нравственности и
т.п., т.е. локального С.о. конфликтующих сооб-в. Вместе с тем в силу единства физич. и
психич. природы людей, их антропол. и социальных потребностей и интересов многие элементы
С.о. всех человеч. коллективов по существу совпадают, что и является основанием для
взаимопонимания и взаимодействия между сооб-вами. Более того, всякий человеч. индивид
помимо усвоенного им С.о. об-ва проживания (т.е. его культуры) обладает и уникальным
личностным С.о., складывающимся в ходе его жизни и специфичным в соответствии с биографией
данного человека. Поэтому процессы межличностного взаимодействия между людьми являются в
известном смысле миниатюрными аналогами взаимодействий между сооб-вами и точно так же
строятся на элементах сходства и различия их С.о. Т.о. выявляется вторая важнейшая
социокультурная функция С.о. — аккумуляция локальных культурных черт и на уровне устойчивых
социальных коллективов, и в личностной культурной специфике индивидов.
К предыдущей
К следующей