Культурология
- Читать раздел: 1
- ^ 2
- ^ 3
- ^ 4
- ^ 5
- ^ 6
Возможна также и такая классификация осн. направлений К., к-рая выделяет в ней социальную
К., исследующую преимущественно функциональные механизмы, процессы и формы социокультурной
организации и регуляции коллективной жизни людей (ценности, нормы, обычаи, образы жизни,
технологии деятельности, языки коммуницирования, инструментарий социального воспроизводства
личностей и сооб-в и пр.), и гуманитарную К., концентрированную на изучении процессов и
форм самопознания культуры — интеллектуальных и образных творч. рефлексий и интерпретаций
природных и социальных явлений бытия, воплощаемых в разл. вербальных и невербальных
"текстах культуры". Эти два направления К. заметно различаются и по осн. методологиям
познания: рационально-объяснительным в первом случае и описательно-интерпретативным во
втором. При этом следует различать собственно культурологич. метод познания, направленный
прежде всего на аналитич. реконструкцию "правил игры" ("социальных конвенций", ценностных
ориентаций и пр.), определяющих принятые в изучаемом сооб-ве формы осуществления
жизнедеятельности людей, и культурно-контекстуальный анализ, исследующий выделенные объекты
в их культурно-истор. окружении, но в рамках традиционно истор.
описательно-интерпретативных методол. подходов. Несмотря на уже сложившуюся в отеч. науке
традицию квалифицировать именно культурно-контекстуальный анализ как культурологический,
это представляется методологически не вполне корректным.
Психология, психика
Помимо дифференцирования по объектам и методологиям К. может быть структурирована еще и по
специфич. целям, предметным областям и уровням познания и обобщения. Здесь прежде всего
имеет место разделение К. на фундаментальную, изучающую культуру с целью теор. и истор.
познания этого феномена, разрабатывающую категориальный аппарат и методы исследования и
т.п., и прикладную, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в
целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на
разработку спец. технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения
соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных форм социальной
практики. При этом в рамках фундаментальной К. могут быть выделены такие более или менее
сформировавшиеся предметные направления, как социальная и культурная антропология,
исследующая культуру как социальный феномен и социальную микродинамику порождения и
функционирования культурных явлений; истор. К., изучающая макродинамику порождения и
функционирования "социальных конвенций" коллективной жизнедеятельности людей, а также
культурно-истор. типологию сооб-в; психол. антропология, рассматривающая человеч. личность
как "продукт", "потребителя" и "производителя" культуры, а также психологию социокультурных
мотиваций, самоидентификаций и взаимодействия людей; культурная семантика, исследующая
знаково-коммуникативные черты и функции культурных явлений, использующая методы лингвистики
и филологии для "дешифровки" и реконструкции культурных объектов как смыслонесущих текстов
(в конечном счете именно на это и ориентировано абсолютное большинство гуманитарных
исследований культуры, хотя культурная семантика как область науки не ограничивается одними
лишь гуманитарными методологиями), а также ряд иных более частных направлений изучения
культуры. В каждой их этих дисциплин фундаментальной К. могут быть выделены несколько
уровней познания и обобщения материала: общетеоретический, системных объектов, паттернов
(образцовых форм, норм и пр.), единичных артефактов культуры. В прикладной К. формируются
такие направления исследований, как управление культурой, социокультурное проектирование,
культуроохранная деятельность, социокультурная реабилитация, социокультурные аспекты
образования, культурно-просветит. и досуговая работа, музееведение,
информационно-библиотечное и архивное дело и др.
Классическая древнегреческая культура
К предыдущей