В таком случае исследоват. предметом К. является изучение содержания, структуры, динамики и
технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса, селекции
и аккумуляции, системной упорядоченности, регулятивной практики, изменчивости, семантич.
выраженности, практики освоения, исполнения и нарушения индивидами его нормативного
воспроизводства и творч. развития, конвенциональных и авторских рефлексий и интерпретаций и
пр., т.е. в конечном счете познание того, как порождаются, функционируют, транслируются и
интерпретируются стихийно и целенаправленно выработанные "социальные конвенции" по
интеграции людей и регуляции форм их совместного существования и деятельности.
В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, изучающих те или иные сферы
человеч. жизнедеятельности, дифференцированными по специализир. предметам этой
деятельности, — экон., юрид., полит., военные, иск-ведч., пед. и иные науки, К. относится к
группе наук, исследующих в качестве объектов все виды и формы целеориентированной человеч.
жизненной практики (как специализир., так и обыденной), но в строго опр. аспектах. К этой
группе относятся истор. науки (генетико-хронологич. аспект коллективного человеч.
существования), психол. (мотивационный аспект человеч. самопроявлений), социол.
(структурно-функциональный и деятельностно-ролевой аспекты социальной активности людей), а
также культурологич. науки (ценностно-регулятивный и коммуникативный аспекты коллективной и
индивидуальной жизнедеятельности людей).
Подобный составной характер как объекта, так и предмета К. детермирирует и столь же сложную
структуру самого культурологич. знания. Иерархически в К. можно выделить два осн. профиля
познания: собственно К. (в узком смысле) — как интегративное знание о целостном феномене
культуры в реальном истор, времени и социальном пространстве ее существования — и
культуроведение — как совокупность частных научных дисциплин, изучающих отд. подсистемы
культуры по специализир. областям деятельности (экон., полит., религ., худож. и пр.
культуры). При этом философию культуры как методологию осмысления метафизич.
сущности культуры и формирования мировоззренч. оснований ее понимания ряд культурологов не
включает в структуру собственно культурологич. науки, а относит к области именно филос.
знания, преследующего иные познават. цели, нежели социальные науки и в т.ч. К. Разумеется,
критерии разграничения здесь весьма условны; немалое число теор. исследований в области
культуры выполняется на стыке философии культуры и К., основывается на синтезированных
методологиях и включает в себя элементы обеих областей и способов познания и
интеллектуальной рефлексии. Тем не менее собственно К. является вполне эмпирич. наукой,
исследующей конкретно-истор. явления культуры и выявляющей универсальные закономерности
порождения, функционирования и изменчивости этих явлений.