Так или иначе, но все специалисты согласны с тем, что культура обладает таким специфич.
свойством, как ненаследуемость социального опыта генетически, а освоение его следующими
поколениями только методом обучения и подражания (что, впрочем, свойственно и многим видам
высших животных). По всей видимости, именно здесь, в вопросе о механизме накопления,
обобщения и трансляции опыта жизнедеятельности пролегает осн. грань между П. и к.
подборка лекций по культуре
Следует отметить и еще один важный аспект соотнесенности П. и к. — культуру
природопользования (экологич. культура) людей (включая культуру физич. воспроизводства и
реабилитации самого человека как биол. существа). По мере развития техн. средств и роста
эффективности технологий переработки материалов природы в человеч. нуждах все острее
становится вопрос о нарушении баланса воспроизводства природных экосистем, разрушении
жизнеобеспечивающих возможностей ландшафтов, вмешательстве в естеств. отбор, поддерживающий
"биол. качество" человеч. популяций. Хотя эта проблема встала "в полный рост" только во вт.
пол. 20 в., на самом деле разрушит. вмешательство человека в природную среду имело место и
в далеком прошлом (верхнепалеолитич. продовольств. кризис в связи с массовым истреблением
мамонтов и др. крупных животных; деградация ландшафтов, вызванная масштабным скотоводством,
— гибель лесов в Греции, молодая поросль к-рых поедалась многочисленными козами,
опесчанивание Сахары и ряда районов Евразийской степи как рез-т кочевого скотоводства
номадов; изменение ландшафтов Европы и Китая в связи с массовой распашкой, вырубкой и
выжиганием лесов под земледельч. нужды и т.п.). Т.о., проблема культуры природопользования,
обобщения истор. опыта в этой сфере и выработки принципов неразрушающей эсплуатации
ландшафтов по существу один из "вечных" вопросов бытия человека на Земле и норм его
социокультурного функционирования, пока что еще не нашедших сколь-либо комплексного
позитивного решения. Одна из сторон этой проблемы — мера допустимости искусственного
(культурного) вмешательства в биол. природу самого человека, лишения его жизни или
каких-либо частных природных свойств, да и вообще "оборотная сторона" медицины,
препятствующей природной "выбраковке" нежизнеспособных особей (аборты, эвтаназия, смертная
казнь, стерилизация, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия,
зачатие в состоянии интоксикации и пр.). Все это вопросы не только социальные, но и прямо
связанные с соотнесенностью П. и к. в самом человеке.
"Азбука звёздного неба"